Что изменится на рынке маркетплейсов в 2023 году

Что изменится на рынке маркетплейсов в 2023 году

Торговля на маркетплейсах — один из простых способов начать бизнес. Онлайн-платформы позволяют продавать товары без собственного онлайн-магазина, затрат на логистику и найм сотрудников.

В 2022 году российский рынок маркетплейсов претерпел серьёзные изменения. На это повлияли сразу несколько причин: нестабильная экономическая ситуация, уход зарубежных брендов и массовый отток IT-специалистов из страны. Маркетплейсам пришлось усилить поддержку существующих инструментов.

Изменилось и покупательское поведение. Пик потребительского ажиотажа пришелся на весну 2022 и поутих к концу года. При этом рынок онлайн-торговли продолжает стабильно расти. Согласно предварительным оценкам, в 2022 году электронная торговля в России превысила отметку в 5 триллионов рублей, показав рост более чем на 30%.

Чего ожидать продавцам от 2023 года? Эксперты дали свои прогнозы, опираясь на аналитику маркетплейсов.

Зарубежные бренды заменят собственные торговые марки

Зарубежные бренды заменят собственные торговые марки

В 2022 году массовый уход из России зарубежных брендов привёл к недостатку потребительских товаров сразу в нескольких категориях. Маркетплейсы стали искать возможность заменить товары иностранных компаний за счёт выпуска собственных торговых марок или привлечения поставщиков из других стран.

К примеру, в апреле прошлого года Ozon изучал возможность запуска собственных торговых марок (СТМ) в проблемных категориях. Летом компания представила собственную торговую марку одежды — Hola. Также у Ozon появились СТМ в продуктах питания, электронике, товарах для дома, бытовой химии и в категории товарной упаковки (для сектора B2B).

Для «Яндекс.Маркета» практика тоже не нова: доля СТМ на площадке продолжает расти, начиная с 2021 года. Сегодня на маркетплейсе продаётся порядка 50 наименований таких товаров. А вот Wildberries отказался от собственных торговых марок в 2020 году и видит возможность пополнения ассортимента за счёт прямых поставок от производителей Казахстана и Белоруссии.

Увеличение объёмов параллельного и серого импорта привело к росту в онлайне количества немаркированных изделий неизвестного происхождения. При этом сами представители маркетплейсов заявили о том, что все товары проходят серьёзный контроль. Речь идёт об искусственном интеллекте и обмене информацией о недобросовестных продавцах, что помогает не допускать подделки на площадки.

В сентябре Wildberries запустил «Цифровой арбитраж», направленный на защиту интересов правообладателей и покупателей от контрафакта. Нововведение должно сократить время решения спорных вопросов между продавцами товаров на маркетплейсе и правообладателями.

Сооснователь маркетплейса iWENGO MARKET Юлиана Гордон считает, что в 2023 году уход зарубежных брендов из России перестанет оказывать сильное влияние на рынок. Ушедшие бренды должны заменить пришедшие им на смену собственные торговые марки.

Доля e-commerce продолжит расти

Доля e-commerce продолжит расти

По результатам совместного исследования платформы управления онлайн-торговлей InSales и сервиса «ЧекИндекс», наибольший рост в 2022 году были замечен в следующих товарных категориях:

  • с января по октябрь продажи одежды и обуви увеличились на 62%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Он снизился в апреле, однако к началу осени снова ускорился. Количество купленных товаров выросло на 10%, а вот средний чек снизился на 7,5%;
  • на 55% выросли онлайн-продажи товаров для дома. Их пик пришёлся на март, составив 150%. Количество купленных товаров увеличилось на 35%;
  • продажи в категории «Красота» выросли на 47%. Количество проданных товаров в сегменте увеличилось на 140%, тогда как средний чек упал на 25%;
  • в категории «Строительство и ремонт» продажи выросли на 27%. Больше всего продажи увеличились в марте. Вместе с тем средний чек упал примерно на 5%.

Итоги развития рынка электронной коммерции в 2022 году и прогнозы на 2023 год обсудили участники конференции «UPGRADE ГОДА» (ссылка на источник: https://new-retail.ru/business/chto_zhdyet_rossiyskiy_rynok_v_2023_godu_marketpleysy_stm_i_novye_strategii_razvitiya_brendov/). Большинство экспертов сошлись во мнении: онлайн-продажи будут продолжать расти. Прежде всего, в тех сегментах, в которых электронная торговля пока развита слабо.

По мнению эксперта по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Фёдора Вирина, на рынок российского e-commerce в 2023 году повлияют следующие факторы:

  • снижение количества импульсивных покупок;
  • сокращение покупок товаров премиального сегмента;
  • подвижность рынка в части распределения между брендами;
  • активная работа по продвижению товаров на маркетплейсах;
  • концентрация онлайн-рынка вокруг нескольких маркетплейсов и омниканальных игроков в разных категориях.

На маркетплейсы могут прийти офлайн-площадки, полагает Юлиана Гордон. Рост продаж на онлайн-платформах будет привлекать новых продавцов, среди которых окажутся российские рынки и торговые центры. Ожидается массовый выход в онлайн и представителей B2B-сегмента, полагает эксперт.

Маркетплейсы будут отвечать за маркировку товаров

Маркетплейсы будут отвечать за маркировку товаров

С 1 марта 2023 года вступило в силу постановление правительства № 1351, которое меняет правила продажи маркированной продукции на маркетплейсах. Торговые онлайн-площадки приравняли к другим участникам рынка в отношении правил обязательной маркировки продукции.

Маркетплейсам теперь придётся отвечать за маркировку. Площадки не смогут продавать товары неизвестного происхождения, то есть без кодов маркировки. Некоторым маркетплейсам предстоит перестроить всю систему приёмки товаров. Эксперты считают, что нововведение может привести к подорожанию части ассортимента товаров, подлежащей обязательной маркировке.

Обязательной маркировке сейчас подлежат:

  • табачная продукция;
  • меховые изделия;
  • одежда и обувь;
  • шины и покрышки;
  • парфюмерная продукция (духи, туалетная вода);
  • лекарства;
  • молочные продукты;
  • питьевая вода и ряд других товаров.

Ожидается, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все промышленные отрасли. Вскоре планируется запуск экспериментальной маркировки новых товарных групп.

Искусственный интеллект изменит ритейл

Автоматизация бизнес-процессов приведёт к необратимым процессам в стратегии HR и оплате труда. Такое мнение высказал эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов. Он считает, что в ближайшем будущем в вакансиях наряду с обязанностями сотрудника будут указывать долю работы, которую предстоит выполнять роботам. Согласно этому соотношению и станут высчитывать рабочую ставку.

Изменения коснутся и маркетинга. Внедрение алгоритмов приведёт к автоматизации борьбы с возражениями и ответов на претензии, а также позволит персонализировать диалоги с клиентами. Одной из перспективных идей станет появление нового вида товаров: все новинки будут сначала тестироваться в цифровом формате. В будущем рост продаж цифровых товаров станет сравним с ростом продаж СТМ, высказался Агатов.

Однако заметна здесь и другая тенденция. Покупатели быстро устают от нововведений, которые предлагают маркетплейсы. Новинки заставляют их менять свои привычки, поэтому большинство из них не получают широкого распространения.

Вместо выводов. На продажи в электронной коммерции влияет множество факторов. Чтобы конкурировать с другими продавцами, важно быть готовым к постоянному обучению, осваивать новые форматы рекламы, следить за трендами в SEO-продвижении. А самое важное — собирать аналитику онлайн-продаж, что поможет находить прибыльные ниши, разрабатывать грамотную стратегию присутствия на маркетплейсах и получать прибыль при любых обстоятельствах.