Масслайкинг, массфолловинг, масслукинг: нужны ли они?

Масслайкинг, массфолловинг, масслукинг: нужны ли они?

Долгое время масслайкинг и массфолловинг – то есть, изначально «серые» и манипулятивные техники – считались основными методами продвижения в Инстаграме. Наверняка вам доводилось встречать в интернете горе-специалистов, которые с гордостью рассказывали о фантастических результатах, которым им удавалось достичь с помощью сервисов масслайкинга и массфолловинга. Некоторые из них до сих пор предлагают подобные услуги своим клиентам – в то время как на практике такое «продвижение» способно привести разве что к блокировке аккаунта. Рассказываем, почему.

Как появились масслайкинг и массфолловинг?

Масслайкинг и массфолловинг – это роботизированное поведение аккаунта: в первом случае ваш аккаунт одновременно проставляет лайки большому количеству пользователей, во втором –подписывается на каждого из них. Осуществлением таких механик занимаются специализированные сервисы – Tooligram, InstaPlus и многие другие.

Пик популярности масслайкинга и массфолловинга приходится на 2014 год. Тогда таргетированная реклама в Инстаграме фигурировала исключительно на страницах официальных пресс-релизов – её запуск состоялся только год спустя. Других рекламных возможностей площадка предоставить не могла: в то время функционал Инстаграма был существенно скуднее, чем сегодня. Поэтому пользователям приходилось самостоятельно придумывать способы продвижения – ими стали розыгрыши, масслайкинг и массфолловинг. И в течение какого-то непродолжительного времени они действительно работали.

В основе масслайкинга и массфолловинга лежит одна и та же идея: в Инстаграме пользователю нравится привлекать к себе внимание. Увидев положительную реакцию со стороны незнакомца – лайки, комментарии или подписку – человек непременно заинтересуется незнакомым профилем, пролистает его посты и, возможно, отреагирует ответными жестами: лайком, комментарием или подпиской.

Сегодня эта схема кажется слишком наивной и простой, но стоит понимать, что в 2014 году численность пользователей Инстаграма составляла всего лишь 200 миллионов пользователей, большую часть из которых составляли обычные люди, а не компании и бренды. В таких условиях взаимная подписка была проявлением вежливости и способом разнообразить контент в ленте, в которой ещё не размещались рекламные посты. Поэтому пользователь мог взаимно подписаться на аккаунт местного салона красоты из искреннего интереса.

Работают ли масслайкинг и массфоллловинг сегодня?

С 2014 года аудитория Инстаграма пятикратно выросла: в начале 2019 года было объявлено, что количество пользователей Инстаграма перевалило за 1 миллиард человек. Большинство существующих компаний имеет аккаунт в Инстаграме и ведет активную рекламную деятельность. Кроме того, появление новых рекламных возможностей привело к тому, что 70% контента, с которым сталкивается в Инстаграме среднестатистический пользователь, – это коммерческие публикации.

Всё это приводит к тому, что пользователь перенасыщается рекламой и учится её игнорировать, и для того, чтобы завладеть его вниманием, брендам приходится прилагать всё больше и больше усилий. На фоне красочных баннеров и броских текстов лайк, комментарий или подписка со стороны коммерческого аккаунта выглядят как спам и дешёвая манипуляция.

Что не так с сервисами масслайкинга и массфолловинга?

Помимо очевидных недостатков подобной рекламы, сервисы масслайкинга и массфолловинга обладают достаточно узким функционалом: в отличие от парсеров ВКонтакте и рекламного кабинета в Фейсбуке, они не позволяют точно вычислить вашу целевую аудиторию, которая смогла бы искренне заинтересоваться вашим профилем.

Как это выглядит на практике: в сервисе масслайкинга или массфолловинга вы можете направить активность своего аккаунта на подписчиков определенного профиля или записи с определенным хэштегом. Однако вы не сможете выставить ограничения по возрасту и полу, интересам и особенностям поведения в сети – в итоге большая часть ваших подписок и лайков, которые вы бы хотели адресовать платежеспособным девушкам из вашего города, может достаться пожилым пользователям из Индии или школьницам из соседнего региона.

Легальны ли масслайкинг и массфолловинг?

До осени прошлого года масслайкинг и массфолловинг было принято относить к «серым» методам продвижения: формально со стороны площадки не было запрета на подобную деятельность. Тем не менее, аккаунты, активно занимающиеся накруткой ботов, масслайкингом, массфолловингом и рассылкой спама в Директ, уже тогда подвергались блокировке – как временной, так и пожизненной.

В ноябре 2018 года администрация Инстаграма официально заявила о начале борьбы с сервисами, нарушающими экосистему социальной сети – пока что в их список попали только инструменты по накрутке ботов, лайков и комментариев. Однако представители Инстаграма отметили, что они намерены совершенствовать алгоритмы поиска нарушений, и, вполне возможно, что совсем скоро социальная сеть научится распознавать масслайкинг и массфолловинг и накладывать соответствующие санкции на пользователей, злоупотребляющих этими методами.

Как алгоритмическая лента реагирует на масслайкинг и массфолловинг?

С определенными санкциями масслайкеры и массфолловеры сталкиваются и сегодня – алгоритмическая лента ранжирует их записи гораздо ниже в сравнении с пользователями, которые прибегают только к «белым» методам продвижения. Почему это происходит?

Рассмотрим, как масслайкинг и массфолловинг выглядят со стороны алгоритмов Инстаграма: вы лайкаете, комментируете и подписываетесь на незнакомых людей с разными интересами и разным поведением в сети. Ничтожное количество пользователей – в среднем, 1,5-2% – отвечает вам взаимностью, большинство же вас игнорирует, часть их них добавляет вас в чёрный список.

На основе этих данных социальная сеть делает вывод, что вы интересны только 2% незнакомых вам пользователей, и понижает ваши позиции в поиске для остальных 98% и всех, кто схож с ними по поведению и интересам. Неутешительная перспектива.

Новый тренд: масслукинг

Относительно новый феномен – масслукинг – приобрел широкую популярность в мае 2019 года. Эта техника продвижения действует по тем же принципам, что массфолловинг и масслайкинг: с помощью специального сервиса вы настраиваете поведение вашего аккаунта таким образом, чтобы он автоматически просмотрел сторис большого количества пользователей.

Предполагается, что масслукинг работает на продвижение аккаунта таким образом: пользователь открывает список аккаунтов, просмотревших его историю, и видит среди них незнакомый профиль – а затем из любопытства переходит в этот профиль и подписывается. И действительно – в самом начале своего существования, как и масслайкинг, и массфолловинг, масслукинг действительно работал именно так.

Однако, поскольку сегодняшняя аудитория Инстаграма по численности и составу значительно отличается от того, что было пять лет назад, метод масслукинга исчерпал себя гораздо раньше и стремительнее, чем это произошло с его предшественниками. Причиной тому послужило существенно возросшее количество коммерческих аккаунтов – когда новый тренд был взят на вооружение всеми предпринимателями и SMM-специалистами одновременно, пользователи моментально научились игнорировать рекламу подобного рода. Сегодня уже никто не удивится, увидев в списке пользователей, просмотревших сторис, несколько косметических брендов, пиццерий, салонов красоты, мебельных магазинов и стоматологических клиник – и, само собой, не сочтет необходимым проявить ответную «вежливость».

Скорость, с которой «серые» механики продвижения теряют свою эффективность, в очередной раз заставляет задуматься – стоит ли пытаться обмануть постоянно совершенствующиеся алгоритмы социальной сети? С каждым годом Инстаграм предлагает пользователям всё больше легальных возможностей продвижения, а это значит, что найти свою аудиторию становится ещё проще, чем раньше – без лишних рисков и затрат.