Что такое чек-лист и зачем он нужен бизнесу

Что такое чек-лист и зачем он нужен бизнесу

Разложить по полочкам любой процесс поможет чек-лист. Работа над составлением такого «списка дел» позволит упорядочить и оптимизировать любую задачу — разработку лендинга, переезд за границу, уборку дома, выпечку шарлотки. С чек-листом вы не упустите ничего важного.

Подробнее о том, что такое чек-лист, его видах, правилах составления и полезных «фишках» для бизнеса — в нашей статье.

Что такое чек-лист?

Дословно «чек-лист» переводится как «проверочный список». Чек-листом называют список пунктов, помогающий отследить, что уже выполнено, а какой объём работы ещё необходимо сделать. Он предполагает определённые шаги, при выполнении которых ставятся галочки. Чек-лист помогает разгрузить голову и экономить время: имея перед глазами список дел, вы всегда сможете проконтролировать любой процесс.

Изначально чек-листы нашли своё применение в технических отраслях. Например, такие списки помогали пилотам и диспетчерам проверять готовность самолёта к безопасному взлёту. В наши дни чек-листы используются практически во всех сферах жизни. Вы можете найти в Интернете сотни примеров на любые случаи жизни: написать книгу, обустроить дом, организовать рабочий процесс на удалёнке, выучить иностранный язык, помочь ребёнку адаптироваться в детском саду.

Часто таким приёмом пользуются бренды, эксперты и блогеры. Они используют чек-листы как информационный продукт, предлагая получить его в обмен на контакты пользователя. Человек получает ссылку на скачивание файла в PDF-формате, а компания, эксперт или блогер — его номер телефона / адрес электронной почты, чтобы в дальнейшем делать рассылку с выгодными предложениями, акциями и персональными скидками.

Зачем нужны чек-листы?

Зачем нужны чек-листы

На сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» есть специальная страница с бесплатными чек-листами для скачивания

Чек-листы помогают упростить сложные задачи, «разложив» их на простые и последовательные действия. Они незаменимы, когда нужно проконтролировать выполнение задания. «Проверочные списки» сориентируют вас в задаче, если вы не знаете, с чего начать. Для этого достаточно разбить любое действие на несколько простых шагов — и вот у вас уже есть готовая инструкция.

Например, чек-лист запуска контекстной рекламы включает в себя определённые этапы (подготовку, подбор семантики, создание объявлений и т.д.), каждый из которых разбит на конкретные действия. Благодаря такому списку вы не забудете ничего важного при подготовке к старту рекламной кампании.

В бизнесе разработка чек-листов поможет:

  • организовать свои действия. Благодаря этому вы будете быстро и эффективно, не отвлекаясь на ненужные детали, управлять своими делами;
  • упростить бизнес-процессы. Упорядочив все этапы, вы сможете не упустить ничего важного и избежать сбоев в работе;
  • делегировать полномочия. С чек-листом вы получите уверенность в том, что ваши подчинённые будут правильно выполнять поставленные перед ними задачи;
  • проконтролировать корректность выполнения задач и получить отчётность. Чек-листы могут использоваться для визуализации данных в виде графиков, которые часто используются, к примеру, в отчётах о работе компании;
  • спланировать рутинные задачи и освободить время для творчества. Вы выполняете только нужные для достижения результата шаги, не распыляя своё внимание на поиск дальнейших действий;
  • снизить количество ошибок, а значит, повысить продуктивность. С чек-листом вы будете делать работать быстрее и эффективнее.

Как использовать чек-лист в бизнесе?

Пример чек-листа с сайта конструктора чек-листов

Пример чек-листа с сайта конструктора чек-листов https://365done.ru. Здесь можно составить как собственный список, так и скачать готовые

В наши дни чек-листы часто используются в качестве информационных продуктов, о чём мы уже писали выше. Он может быть как приятным бонусом для клиента при покупке товара / услуги, так и служить мотивацией для совершения целевого действия —регистрации с указанием контактных данных. Некоторые эксперты зарабатывают на продаже чек-листов, предлагая с их помощью решить определённую проблему: вывести товар в ТОП на маркетплейсе, открыть с нуля онлайн-школу, выявить слабые места в рекламной кампании, подготовиться к свадьбе и т.д.

В бизнесе чек-листы применяются:

  • в качестве лид-магнита для привлечения подписчиков. Пользователю предлагается бесплатно скачать чек-лист, указав адрес электронной почты, куда файл будет отправлен. В итоге компания получает контакты для рассылок. Также в такие чек-листы с полезным контентом можно добавить ненавязчивую рекламу своего продукта, указав его в качестве одного из решений. В данном случае чек-лист поможет стать своего рода «мостиком» от первого контакта к продаже;
  • как приятный бонус. Чек-листы можно раздавать участникам вебинара или прямого эфира; людям, купившим образовательный курс / заполнившим анкету предзаписи на него. Получение полезного контента может стать своего рода мотивацией для ваших подписчиков;
  • для придания вирусности контенту. Яркий и интересный развлекательный чек-лист поможет собрать много лайков и репостов — ваша публикация в соцсети станет вирусной.

Как составить чек-лист

При работе над собственным чек-листом полезно придерживаться определённых рекомендаций:

  • определите тему и отразите её в заголовке. Используйте простые и понятные формулировки, при необходимости уточняя целевую аудиторию, на которую рассчитан ваш чек-лист. Формулировки вроде «Как выбирать проекты фрилансеру», «Что взять с собой в отпуск с ребёнком», «Как найти подработку студенту-первокурснику» сделают списки более точными;
  • придерживайтесь логики и структуры. Можно располагать шаги по их приоритету или хронологии;
  • не стремитесь объять необъятное. Для составления списка достаточно максимум 20 пунктов. Объёмную тему лучше сузить, при необходимости разбив её по конкретным задачам, которые можно упаковывать в отдельные чек-листы. В идеале чек-лист должен поместиться в один лист формата A4 / экран, что делает его удобным в работе;
  • в случае необходимости добавляйте краткие пояснения. Пункты должны быть простыми и лаконичными, все написанные предложения — утвердительными («Напишите план», «Учитесь прощать», «Откажитесь от клише и стереотипов» и т.д.);
  • придерживайтесь формата. Не превращайте, например, чек-лист по составлению резюме в инструкцию по поиску работы.

Если вы хотите составить качественный информационный продукт, чтобы использовать его в маркетинговых целях, — обратитесь к экспертам. Они помогут собрать и структурировать информацию.

Вместо выводов

Чек-лист может стать эффективным информационным продуктом для бизнеса. Списки помогут систематизировать рутинные задачи и оптимизировать рабочие процессы, а также могут стать эффективным инструментом контроля сотрудников. Различные виды чек-листов можно широко использовать и в маркетинге — для привлечения подписчиков и придания контенту вирусности. Главное, чтобы чек-лист приносил конкретный результат: помогал решить задачу / найти нужные для работы программы или сервисы / приобрести полезную привычку и т.д.